Последствия прекращения лицензирования в строительной сфере
Последствия прекращения лицензирования в строительной сфере
В связи с отменой лицензирования в строительной сфере все организации, имеющие в своей структуре строительные и проектировочные подразделения, столкнулись с необходимостью включиться в систему саморегулирования в области обеспечения безопасности объектов капитального строительства, которая сейчас находится в стадии своего становления.
Согласно действующему законодательству лицензирование в строительстве прекращается с 1 января 2009 года, а действие ранее выданных строительных лицензий — с 1 января 2010 года (ст. 32 федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»; п. 6.1. ст. 18 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Это значит, что независимо от окончания срока действия имеющейся у организации строительной лицензии, к 1 января 2010 года она должна будет получить допуски ко всем видам выполняемых ею работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству, проектированию и изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Только при этом условии организация сможет продолжать выполнять такие работы после 1 января 2010 года. Комментарии и разъяснения по решению обозначенной проблемы нам дал вице-президент по вопросам регионального развития «Единого межрегионального строительного центра» Константин Момот.
Корр.: Константин, ходят слухи о том, что сроки лицензирования будут продлены?
Константин Момот: Несмотря на многочисленные слухи о продлении сроков лицензирования в строительной сфере, какие-нибудь реальные предпосылки к этому отсутствуют, ведь никаких законопроектов, направленных на изменение действующих сроков, в Госдуму РФ пока не вносилось. В то же время полным ходом идет процесс создания структурных единиц системы саморегулирования в строительной отрасли, принимаются нормативные правовые акты, направленные на реализацию Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в части установления требований к строительным СРО.
Согласно требованиям ГрК РФ работы в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться только теми организациями, которые имеют соответствующие допуски (но не лицензии, как это разрешено до 1 января 2010 г.) Выдача допусков возлагается на некоммерческие партнерства, получивших статус саморегулируемых организаций (СРО). ГрК РФ предусматривает создание трех видов СРО — в области инженерных изысканий, проектирования и строительства (ст. 553 ГрК РФ), каждый из которых ориентирован на развитие саморегулирования по своему направлению. Таким образом, организация, выполняющая не только определенные работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры, но и осуществляющая подготовку проектной документации, инженерные изыскания, должна будет стать членом трёх СРО — строителей, проектировщиков и изыскателей.
Корр.: Какова последовательность действий строительных компаний для получения необходимых допусков?
Константин Момот: Каждая заинтересованная организация должна для себя определить, насколько необходимо ей будет членство в строительной, проектной или изыскательной СРО. Для этого следует, в первую очередь, проанализировать перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. № 274. Названный перечень существенным образом отличается от перечня видов работ в строительной сфере, требовавших лицензирования по ранее действовавшим правилам.
Перечень работ по подготовке проектной документации включает всего двенадцать позиций, идентичных описанию состава проектной документации, данному Градостроительным кодексом РФ. Перечень строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит значительно меньшее количество позиций, нежели содержал в себе перечень лицензируемых видов работ.
После того, как организация определяется с видами работ, на которые ей с 1 января 2010 года потребуется допуск, важно понять, в какой момент ей необходимо за этим допуском обратиться.
С одной стороны, при наличии действующей лицензии, позволяющей организации в течение 2009 года выполнять данные виды работ, можно спокойно осмотреться, дождаться, пока начнет заполняться реестр строительных СРО и вступать не просто в некоммерческое партнерство, созданное под цели СРО, а в организацию, уже имеющую статус саморегулируемой. Так, конечно, надежней, так как вступая в ряды некоммерческого партнерства, провозгласившего своей целью получение статуса СРО изыскателей, проектировщиков или строителей, нельзя иметь полную уверенность в том, что партнерство такой статус действительно получит и получит вовремя.
С другой стороны, вступить в некоммерческое партнерство до приобретения им статуса СРО будет проще и, естественно, дешевле, нежели в саморегулируемую организацию. Кроме того, находясь у истоков создания СРО, каждый член некоммерческого партнерства получает возможность принимать участие в разработке, обсуждении и утверждении внутренних документов партнерства. Организации, вступившие в некоммерческое партнерство после приобретения им статуса СРО, вынуждены будут выполнять уже действующие в СРО требования и правила. С приобретением статуса СРО некоммерческое партнерство может пересмотреть условия членства в нем, увеличив, например, размер вступительного членского взноса, а также взноса в компенсационный фонд и т.п.
Вступление в члены любой некоммерческой организации требует внесения установленных её внутренними документами членских взносов — вступительного, ежегодного и иных. Если членство в некоммерческой организации прекращается по каким-либо мотивам, в том числе, вследствие добровольного выхода из организации, то выбывшему члену членские взносы не возвращаются.
Корр.: Выходит, что если та или иная организация уже является членом некоммерческого партнерства, то для нее будет крайне выгодно приобретение данным партнерством статуса СРО?
Константин Момот: Да, поскольку это позволит не только сэкономить на расходах по уплате членских взносов (при вступлении, например, в другое партнерство), но и даст возможность влиять на принятие ряда важных решений. Ведь СРО наделена законом серьезными полномочиями в отношении своих членов, в её силах разрешить или запретить члену СРО выполнять определенные виды работ, являющиеся предметом его предпринимательской деятельности. При этом контрольные мероприятия и дисциплинарные санкции в отношении членов применяются СРО не произвольно, а в соответствии с её внутренними документами, в разработке и утверждении которых участвуют все члены партнерства.
Так прекращение членства в партнерстве может происходить как по воле самого члена, так и по воле партнерства. Вообще, исключение из членов СРО является наиболее серьезной санкцией за нарушение членом партнерства технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов, правил СРО, а также финансовых обязательств перед СРО по уплате членских взносов и взносов в компенсационный фонд.
Исключенное из СРО лицо фактически лишается возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, на которую в соответствии с ГрК РФ требуется допуск. Возобновить свое членство в той же СРО или вступить в иную СРО такое лицо сможет лишь при выполнении всех условий вступления в члены СРО, включая уплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд.
Корр.: Какие внутренние параметры некоммерческого партнерства Вы могли бы отметить как необходимые или свидетельствующие о серьезности организации?
Константин Момот: Вообще, наличие у партнерства внутренних документов, обязательных для саморегулируемой организации, является важным аргументом при вступлении в некоммерческое партнерство, претендующее на приобретение статуса СРО. Первым делом следует поинтересоваться, утверждены ли в партнерстве требования к выдаче свидетельств о допуске. Если такие требования разработаны и утверждены, то следует ознакомиться с ними и «примерить» их на свою организацию. Ведь ГрК РФ определяет лишь минимальный уровень требований, а конкретные требования устанавливает СРО. Если СРО устанавливает слишком высокие требования к своим членам, например, повышенное количество специалистов с высшим образованием и опытом работы по определенной специальности, повышенные требования к наличию у членов СРО определенных зданий, сооружений, машин, оборудования и иного имущества, специальные требования по подтверждению квалификации работников, требования к системе контроля качества работ, осуществляемых членами СРО и т.п., их выполнение может оказаться не по силам для кандидата. Если СРО устанавливает минимальные требования к выдаче свидетельства о допуске, то существует опасность вступления в организацию лиц, заведомо не способных соблюдать требования по безопасности и качеству изыскательских, проектных и строительных работ, за что придется отвечать всем членам такой СРО.
Корр.: Что ещё может устанавливать саморегулируемая организация?
Константин Момот: Кроме требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, СРО может устанавливать стандарты и правила деятельности своих членов.
Практически каждое некоммерческое партнерство, созданное под цели СРО, стремится к тому, чтобы установить правила страхования членами партнерства гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, поскольку именно наличие таких правил позволяет снизить размер компенсационного фонда, формируемого СРО. Страхование гражданской ответственности членов СРО, равно как и создание компенсационного фонда саморегулируемой организации, являются инструментами обеспечения имущественной ответственности исполнителей работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, за причинение ими вреда третьим лицам.
Корр.: Какие есть механизмы возмещения вреда?
Константин Момот: Механизмы возмещения вреда, причиненного исполнителем работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае страхования его гражданской ответственности и использования средств компенсационного фонда существенно различаются. Так, в отсутствие страхования гражданской ответственности исполнителя работ возмещать причиненный вред придется, в первую очередь, ему самому, как причинителю вреда. Саморегулируемая организация отвечает в рамках средств сформированного её членами компенсационного фонда и только при выполнении ряда условий, а именно:
- вред причинен вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;
- на момент причинения вреда исполнитель таких работ имел допуск к ним, выданный СРО.
Если же гражданская ответственность исполнителя работ застрахована, то при наступлении страхового случая (причинения вреда) вред возмещается, в первую очередь, страховой компанией. Размер возмещения определяется страховой суммой и условиями договора страхования. Если средств, выплаченных страховой компанией недостаточно для покрытия вреда, тогда наступает ответственность исполнителя работ, причинившего вред, и СРО.
Конечно же, прежде чем описанные выше механизмы защиты имущественных интересов пострадавших от недобросовестности строительных организаций лиц действительно заработают, должно пройти какое-то время, должна сформироваться практика их применения.
Хочется верить, что до конца года проблемы переходного периода в строительной отрасли будут решены, а в результате выиграет потребитель, то есть мы с вами.